Доброго времени суток! Рада приветствовать Вас на моем сайте! Надеюсь, что Вы найдете здесь полезный для себя материал по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. До следующей встречи!

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных»

ТЕМА: Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

ЦЕЛЬ УРОКА: Уточнение представлений об именах собственных и правилах их правописания.

Задачи:                         

  • Формировать умения в использовании заглавной буквы при написании    имен, отчеств, фамилий людей и кличек животных
  • Коррекция зрительного и слухового восприятия через специальные упражнения;
  • Повышение мотивации к учебе.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный дополнительный материал для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

–Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им, а теперь улыбнулись друг другу. Настроение у всех хорошее, все будут внимательно слушать меня и активно работать.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

И на уроке не зевать.

-На уроке не спешу,

 Аккуратно я пишу,

Чтоб учитель мне в тетрадь

 За урок поставил «5».

II.Подготовительный этап

– Урок у нас необычный. К нам на урок придет еще один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.

В это время года
Ложится спать природа,
Укрывшись белоснежным
Пушистым снегом нежным.
В снегу деревья и дома,
Мы говорим: «Пришла ... (зима)!»

-А почему именно зима к нам пришла, а не лето или весна? (ответы детей)

- Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла нам снежные слова, которые рассыпались, давайте составим зимние слова:

б, с, у, р, г, о (сугроб)

и,е,й,н (иней)

в, г, а, ь, ю (вьюга)

с, г, н, е (снег)

м,р,о,з,о (мороз)

-Какие орфограммы можно отметить в данных словах?

-А какие вы знаете зимние забавы? (ответы детей)

-Молодцы!

-А теперь внимание на экран, перед вами буквы, скажите какая буква здесь лишняя?

-Догадались какую букву будем писать? (ответы детей)

Гимнастика для пальчиков (мы делили апельсин)

Запись числа, классной работы, прописывание буквы.

-Подчеркните самую красивую букву.

Фонетический (звуко - буквенный) разбор слова «Фамилия»

III. Сообщение темы урока.

Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг,
Смотрят с почтением
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело!

- Какое же важное дело поручено этой букве?.

-Сформулируйте тему нашего урока (ответы детей)

-Тема урока  «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях и кличках

животных"

- Что мы должны вспомнить сегодня на уроке? (Как правильно пишутся ФИО

и клички животных)

IV.Основная часть (включение в систему знаний)

-Отгадайте загадку:

 И у мамы, и у папы есть,

И у дочки есть,  и у внучки есть,

Чтобы что это узнать,

надо вслух его назвать.

 (Имя)

Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало.  Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Светлана – светлая.

У каждого из вас есть ИМЯ.  А вот, что оно означает, я вам сейчас расскажу.

-Имя «Настя» в  переводе с греческого языка означает «возрожденная», «бессмертная», Антон вступающий в бой, Даниил - справедливый человек, Матвей - честный, неумеющий врать, Полина - солнечная девочка,Ольга-святая,мудрая,Илья-добрый,Арсений-мужественный,Лера-рождённая здоровой и сильной.

Как пишется Имя человека? (ответы детей)

Задание №1

На доске написаны слова: кКатя, сСергей, кКлён, нНаташа, рРома, рРека

- Прочитайте слова и найдите лишнее слова (клён, река)

-Выберите букву, с которой начнёте писать имена, запишите имена в тетрадь правильно.

V. Физкультурная минутка.

(продолжение)

Загадка: Что есть у русских, но нет ни у англичан, ни у немцев? (отчество)

- Откуда человек берет отчество? (от отца – папа) — Слово отчество означает -  имя по отцу. Отчество всегда дается по полному имени отца и пишется с большой буквы.

- Как зовут твоего папу?

- Как вас будут звать, когда вы вырастите? (ответы детей)

Задание №2

-Запишите своё имя и отчество в тетрадь.

-С какой буквы мы будем писать имя и отчество? (ответы детей)

— Ребята, у каждого из нас есть фамилия.

– 900 лет назад появились и первые фамилии. (Рассказ учителя). Слово "фамилия" означает то, что и семья. Фамилии имеют свою историю. Фамилии, могли образовыватьсяот названий животных: Зайцев, Медведев, Щукин, Козлов.  Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если  у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин.

-Многие фамилии произошли от профессий:

- Я буду называть профессии людей, а вы попробуйте угадать и записать фамилии:

– Как же будете писать фамилии? (С заглавной буквы). Запишите свою фамилию.

Задание №3

Дети записывают свою фамилию, затем ИОФ полностью.

  • плотник - ……….(Плотников)
  • кузнец - …………(Кузнецов)
  • охотник - ……… (Охотников)

- Ребята, скажите, а Ваши имена, отчества, фамилии ваши собственные или нет. Так как можно их назвать? (Собственные имена).

-Ребята, а есть ли у вас домашние животные? Как вы их зовете?
У животных есть клички, и это тоже имена собственные.

-А как пишутся имена собственные? (ответы детей)

Задание №4

Спишите предложения, вставляя названия и клички животных.

  Громко лает   …   .    В хлеву мычит     … .

  Весело ржет   …   .    На крыше мяукает    …   .

Слова для справок:    ( Мм)урка,  (пП)ушок,  (дД)ружок,  (Вв)оронок.

VI.Итог урока

- Подведем итоги нашего урока. Что мы сегодня делали на уроке?

-Какая была тема нашего урока?

-Что нового узнали? (ответы детей)

VII.Рефлексия   «Светофор»

Зелёный цвет – всё понятно, жёлтый – есть затруднения, красный – много непонятного.

VIII.Оценки

Категория: Мои конспекты | Добавил: Жанна (28.02.2020)
Просмотров: 725 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0