[ Скачать с сервера (3.92 Mb) ] | 02.03.2020, 20:54 |
Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения образа России. Задачи:
Ход классного часа I. Вступление. О нашей Родине любимой Учитель. (Слайд 1) Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что рядом с нами с самого рождения – о нашей любимой, огромной и славной Родине, о России. Наш классный час посвящен празднику, который отмечает наша страна 12 декабря. - Я думаю, многие знают, о каком празднике пойдет речь сегодня. (День Конституции.) - Да, Россия отмечает День Конституции России. 12 декабря 2013 года – 20 лет со дня принятия нашей действующей Конституции! (Слайд 2) Россия – это самое большое по площади государство мира. Как велика, моя страна - Что относится к знакам суверенитета нашего государства? (Герб, флаг, гимн.) (слайд 3) Ученики читают стихи. (Тихо звучит музыка “Гляжу в озера синие...” 1.У России величаво 2. Белый цвет – берёзка. 3. Да здравствует Москва! (слайд 4) 4. Россией зовется общий наш дом, 5.Россия - Родина моя, (слайд 5) 6. Знай же, люд! (слайд 6) II. Основная часть 1. Что записано в Конституции Российской Федерации Ученик. Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы : - Что люди могут делать и чего не могут? - Что они обязаны делать и чего не обязаны? - На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху. Учитель. Что же это такое - законы? Ученик. Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны. Законы бывают разные, но основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. Конституции Российской Федерации - 20 лет! 2. Знакомство с Конституцией. Учитель. Итак, Конституция - основной закон, по которому мы с вами живем. - Когда и как была принята Конституция России? Знакомство с сайтом “Президент России- гражданам школьного возраста” uznay-prezidenta.ru›index.php?p=3-1 “Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция” Учитель. Что сказано в нашей Конституции? Сайт “Президент России- гражданам школьного возраста” uznay-prezidenta.ru›index.php?p=3-1 “В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что – нельзя”. Учитель. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых... А что же такое - право? Ученик. Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе. Учитель. Из словаря Ожегова: “Право- возможность что-нибудь делать, осуществлять...”. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость. 3. Практикум с элементами тренинга “По стране Правознайка” (У меня в классе 9 учеников. Делимся на 3 команды. Каждая команда получает по 3 задания на карточках. У каждого участника свое задание, но к ответу готовятся сообща. На подготовку - 4 минуты) 1.1. В какой известной сказке С. Маршака нарушено право ребенка на заботу? ("Двенадцать месяцев".) 1.2. В какой сказке Ш. Перро нарушено следующее право ребенка: "Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть,"? ("Золушка.) 1.3. В какой сказке X. К. Андерсена нарушено право ребенка: "Дети имеют право жить со своими родителями". ("Снежная королева".) 2.1. В какой сказке С. Михалкова нарушается право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? ("Три поросенка") 2.2. В какой сказке женщина преклонных лет похищает чужого ребенка, используя собственный летательный аппарат? В сказке идет речь о пользе изделий из ржаной муки и о том, что молоко может утечь рекой, если не проявить бдительность. ("Гуси-лебеди") 2.3. Героиня этой сказки, облаченная в дорогую шубу, пришла в гости, а вот уйти никуда не спешила. К кому только ни обращался хозяин за помощью- выселить наглую гостью- никто не мог помочь. Лишь Петух смог квалифицировать ее действия как незаконный захват жилища. ("Заячья избушка") 3.1. В какой сказке X. К. Андерсена нарушено право ребенка: "Ребенок не обязан быть как все"? ("Гадкий утенок".) 3.2. Этот сказочный долгожитель не пользовался успехом у женщин, поэтому решил просто украсть чужую невесту. Жених раскрыл секрет долголетия коварного похитителя и возвратил свою возлюбленную. ("Царевна-лягушка".) 3.3. В сказке дама, воспользовавшись добротой и безответностью своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но оказывается именно у этого корыта (А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке") - Самопроверка (слайд 7) 4. Наши обязанности начинаются там, где начинаются права других. Учитель. Наши обязанности начинаются там, где начинаются права других. А что такое обязанности? Ученик. Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников), культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять Устав школы. 5. О символах нашей Родины. Учитель. Сегодня мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны. Какие символы Росси вы еще знаете? (блины, баня, матрёшка, берёза, медведь, валенки, балалайка, гостеприимство, чествование героев и пр.) Символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль. “Каша – матушка наша, хлеб ржаной – тятька родной!” -гласит русская пословица. (слайд 8) Какой обычай вы знаете с использованием хлеба и соли? Учитель. Какое дерево считается символом России? Почему? (слайд 9) Почему же именно береза пользовалась на Руси такой популярностью? Ученик. Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Береза – это едва ли не самое распространенное дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и, шелестящими на легком ветру, листьями. Береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца, зимой березовые дрова хорошо согревали, на бересте в древности писали, из нее же плели короба и шкатулки, а уж сколько древнеславянских обрядов и обычаев связано с березой и не пересчитать! Ученик. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Даже традиционный в русской бане березовый веник в древности символизировал очищение и исцеление. Ученик. С березой было связано немало народных примет:
Учитель: В традиционных ремеслах есть множество изделий, которые очень символичны, сразу говорят о принадлежности их к России, являются традиционными русскими сувенирами. 6. Знаки суверенитета Российской Федерации Учитель. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны - Конституция. Скажите, какие символы мы называем государственными. (Учащиеся высказываются) Учитель. Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Ученик. Флаг России - бело-сине-красный триколор; герб - двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Ученик. Понятие "герб" происходит от немецкого слова "наследство или наследие" и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. Учитель: у вас на столах карточки с опорными словами. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны. (лев - "властная сила"; корона - власть, благородство; конный всадник - победа; орел - сила, власть, величие; меч - военная слава, могущество) Учитель. Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации (слайд), давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено. (Учащиеся высказывают свои предположения) Учитель. У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России В.В.Путина, всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. Физминутка. Снежинки так прекрасны и легки, (Руки плавно поднимаем вверх и красиво опускаем, письмо в воздухе) Спокойны и чисты рек русских воды, (Руки на счет 1-4 вперед перед грудью, на счет 5-8 – назад) Россия много войн пережила, (ходьба на месте, вдох- руки вперед, выдох- руки назад) Ученик. Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет - это небо, благородство, белый - совершенство, чистота. Учитель. Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго. О каком символе я сейчас сказала эти слова? (учащиеся высказывают свое мнение) Ученик. Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. Учитель. Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (следуют ответы учащихся) Учитель. Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны, всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России. Прослушивание гимна Учитель. Сегодня мы узнали много интересного о нашем Отечестве. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы граждане многонациональной страны - Российской Федерации. Россия имеет богатую и славную историю. А наша Малая Родина – г. Кулебаки Нижегородской области (слайды 10-23) III. Подведение итогов классного часа 1. Блиц-опрос - Что такое Конституция? - Где записаны права и обязанности граждан России? - Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.) 2. Рефлексия А) Я сегодня узнал ... Б) Меня очень удивило... В) Теперь я знаю ... Г) Хочу узнать ... 3. Ученики читают стихи. 1. Роса состоит из росинок, 2. Давно мы по духу едины 3. У радуги нет половинок Звучит песня “Я - гражданин России” | |
| |
Просмотров: 271 | Загрузок: 26 | |
Классный час "Родина моя - Россия"