Тест-тренинг комплекс

«Память»

(версия 1.1.)

 

Краткие рекомендации для преподавателя

 

Аннотация

 

Данный программный продукт может быть использован для  диагностики состояния (тестирование) и стимулирования развития (тренинг) различных видов аналитической  зрительной памяти учащихся. Рекомендации для преподавателя  по применению Тест-тренинг комплекса (ТТК) «Память» адресованы педагогам, работающим в средних, средних специальных и высших учебных заведениях, также могут быть использованы специалистами, ведущими курсы по развитию интеллектуальных способностей. 

Рекомендации для преподавателя содержат краткую информацию об особенностях использования ТТК «Память» (и его основных модулей) в педагогических целях, а также (в приложении) определение ТТК «Память», краткие сведения о его назначении, основных понятиях, условиях применения, правилах работы с его модулями и подсистемами, входных и выходных данных.

Настоящие рекомендации содержат всю необходимую для работы с информацию, но могут быть существенно дополнены как крупными теоретическими работами, так и практическими рекомендациями, основанными на опыте лучших педагогов–новаторов по использованию ТТК «Память».

 

*   *   *

 

Одним из важнейших факторов эффективности педагогической деятельности во все времена являлся уровень развития аналитической зрительной памяти учащихся.

Многие современные учащиеся, да и педагоги называют «плохую память» главной причиной своих недостаточно высоких академических достижений. Причем «плохая память» часто (совершенно несправедливо) рассматривается - как учащимися, так и педагогами - в качестве некой «фундаментальной константы», имеющей для человека строго определенное и не поддающееся оптимизации значение.

На самом же деле давно доказано, что любой человек – при достаточной настойчивости – может развить свою память до «фотографического уровня».

Облегчению этого процесса и призвана способствовать предлагаемая система тестирования и тренировки аналитической зрительной памяти. 

 Систематическое применение ТТК «Память» в учебном процессе позволит преподавателям с высоким уровнем достоверности прогнозировать успеваемость в том или ином классе (учебном заведении), а также существенно повысить совокупную способность учащихся к усвоению учебной программы.

Эффективное применение ТТК «Память» в средних школах и других учебных заведениях принципиально возможно как в рамках стандартной учебной программы (на обычных уроках), так и в факультативном режиме (на специальных дополнительных к базовой учебной программе занятиях и в ходе различных турниров).

Распространению первого режима использования будет способствовать разработка различных предметных модулей, которые объединяют в себе как тренажер зрительной памяти, так и полезную, хорошо организованную,  компактную базу данных по отдельному предмету (например, по математике, истории, географии и т.д.).

Уже первая версия ТТК «Память» (июнь 2008) включает в себя три предметных модуля («Таблица умножения», «Страны мира» и «Великие люди»). В дальнейшем число предметных модулей может быть значительно увеличено (в том числе – по запросам отдельных преподавателей и учебных заведений).

Однако использование ТТК «Память» на стандартных уроках несколько осложнено тем, что для этого потребуется выделение специального времени, не предусмотренного программой и учебным планом.

В частности, даже самое первичное ознакомление с ТТК «Память» занимает, как показывает опыт, у неподготовленного пользователя не менее 45 минут.  Поверхностное практическое овладение любым одним из модулей ТТК «Память» требует, как минимум, такого же времени.

Минимальный же рекомендуемый нами базовый курс тестирования и тренинга по произвольно взятому модулю ТТК «Память» составляет не менее 3-х часов.

При этом важно понимать, что далеко не каждый пользователь в состоянии эффективно «напрягать» свою память и показывать оптимальные результаты более, чем на протяжении 10-15 минут. Это означает, что реальный учебный курс использования ТТК «Память» должен быть достаточно сильно разнесен во времени.

Все это сильно ограничивает использование ТТК «Память» на стандартных учебных занятиях, поскольку нельзя будет гармонизировать  требующий систематичности разнесенный по времени мнемотренинг с жесткими учебными программами с поурочно расписанной тематикой.

Выход видится в том, чтобы основную нагрузку по освоению  ТТК «Память» перенести с базовых учебных занятий на факультативные, а также – на индивидуальную работу учащихся в школьных (вузовских) компьютерных классах или дома.

По предметному содержанию ТТК «Память» состоит из трех модулей. Они имеют предметную «привязку». Но фактически предметное содержание модулей является материалом для работы над развитием психологической функции – памяти, а потому

Предметная отнесенность модулей ТТК «Память» имеет достаточно условный характер. То есть, скажем, модуль «Таблица умножения» только номинально призван облегчить  учащимся запоминание «таблицы умножения». Безусловно, он предназначен для выполнения и этой функции, но его главная задача – развивать определенные достаточно общие разновидности зрительной памяти учащихся.

Поэтому совсем не обязательно приурочивать овладение этим модулем учащимися именно к моменту изучения в начальной школе «Таблицы умножения». Этот модуль можно начинать осваивать задолго до момента изучения данной темы на уроках математики в начальной школе, продолжая это делать и после завершения данной темы.

Иначе говоря, модуль «Таблица умножения» может быть очень полезен также и для учащихся старших классов и даже студентов. 

Аналогичным образом дело обстоит и с модулями «Великие люди» и «Страны мира». Хотя очевидно, что они должны быть формально привязаны к таким предметам, как история и география, они, во-первых, содержат весьма специфическую текстовую и визуальную информацию, которая выходит далеко за рамки учебной программы в средней школе, и, во-вторых, предназначены, главным образом, для развития памяти пользователей, а не углубления исторических или географических познаний учащихся (это должно происходить автоматически в процессе соответствующих тестирований и тренингов).

Поэтому названные модули могут в оптимальном режиме использоваться именно на факультативных занятиях (соответственно по математике, истории и географии).

 «Универсальный модуль» ТТК «Память», как и предметные модули,  можно рекомендовать использовать в курсе биологии, поскольку в рамках этого предмета есть раздел «способности человека». Школьники с интересом протестируют свою память, а это, безусловно, будет способствовать повышению учебной мотивации.

Конечно, хотелось бы, чтобы в школьных программах был предмет «умственная культура» (или, иначе, «умикультура») в рамках которого учащиеся могли бы заниматься такими сверхважными для умственного развития вещами, как тренировка памяти, быстрочтение, интеллектуальные игры и т.д., но его пока нет.

Поэтому в современных условиях обучения мы рекомендуем создать особый факультатив для учащихся всех классов средней школы (а также, желательно, учащихся ПТУ и студентов ВУЗов) под названием «умственная культура» с объемом занятий не менее двух часов в неделю: для тестирования и тренинга по ТТК «Память» в целом и его главному – универсальному – модулю.

При этом факультативы по предметным модулям ТТК «Память» могли бы рассматриваться либо как разновидности (и конкретизации) данного более общего факультатива, либо как самостоятельные дополнительные учебные дисциплины.

Чрезвычайно важный момент  в плане организации использования ТТК «Память» состоит в том, что данная система – впервые в мире - снабжена встроенным механизмом генерации и проведения с сети Интернет турниров произвольного уровня общности (школа, район, регион, страна, группа стран).

Это позволяет каждому учащемуся найти свое точное место – в смысле уровня развития зрительной памяти – фактически среди всего человечества. – Достаточно только зарегистрироваться в соответствующих турнирах и периодически выступать на них в качестве участника.

О механизме такой регистрации и всех необходимых процедурах можно прочитать в приложении к настоящим рекомендациям.

 

Иными словами, использование ТТК «Память» не имеет ограничений по интенсивности применения. Рекомендуемый режим эксплуатации данного программного продукта для средней школы (и каждого класса в отдельности) – примерно 7-10 часов в квартал для каждого учащегося, включая ежеквартальное массовое тестирование всех учащихся школы и обновление сводных таблиц достижений школьников по возрастным категориям.

Кроме того, администрации школ и заинтересованным преподавателям (преимущественно – классным руководителям) рекомендуется ежемесячно проводить внутришкольные и внутриклассные турниры по мнемонике среди учащихся с максимальным уровнем развития зрительной аналитической памяти, а также систематически участвовать в турнирах более высокого уровня (район, регион). Это будет стимулировать мнемоническую активность остальных учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Методическим рекомендациям для преподавателя

 

 

Общее описание

тест-тренинг комплекса

«Память»

 

(версия 1.1.)

 

 

Москва - 2008

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

Общее описание Тест-тренинг комплекса (ТТК) «Память», представляет собой базовый теоретико-технологический документ, характеризующий основные параметры ТТК «Память» и его основных модулей и предназначенный для информирования пользователей, интересующихся возможностями настоящего программного продукта.

 

         Тест-тренинг комплекс (ТТК) «Память» (версия 2008 г.) разработан ООО «Метаапейрон» в среде программирования «Visual Studio» Microsoft (C++) по заказу Национального фонда подготовки кадров (НФПК) в целях использования в учреждениях и организациях системы образования РФ, а также для повышения уровня развития аналитической зрительной памяти у широкого круга заинтересованных пользователей.

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1.     Общие вопросы

1.1           Инициаторы и авторский коллектив проекта

          1.2.    Цели и перспективы проекта

 

 

2.     Базовые характеристики ТТК «Память»

2.1.         Определение Тест-тренинг комплекса (ТТК) «Память»

2.2.         Назначение ТТК «Память»

2.3.         Технические условия применения ТТК «Память»

2.4.         Основные понятия ТТК «Память»

2.5.         Общее описание задачи

2.6.         Входные и выходные данные

 

  3.  Описание базовых модулей и сервисов ТТК «Память»

  3.1.    Универсальный тест-тренинговый модуль (подсистема)

            ТТК «Память»

  3.2.    Предметная тест-тренинговая подсистема  ТТК «Память»

      3.3.    Деление ТТК «Память» на тестовый и тренинговый режимы           

      3.4.    Пользовательский интерфейс

      3.5.   Ладдеры

      3.6.    Турнирный интерфейс

3.7.   Административный интерфейс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Общие вопросы

 

1.1       Инициаторы и авторский коллектив проекта

 

Разработка общей концепции и программная реализация проекта - ООО «Метаапейрон».

Организационная и финансовая поддержка проекта – Национальный фонд подготовки кадров.

Авторский коллектив:

1.     Разработка  идеологии (концепции) и методики ТТК «Память» - В.К. Петросян, Д.В. Петросян-Мкервали, М.Г. Мкервали.

2.     Программная реализация – К.М. Мефодичев, П.В. Панков.

 

1.2. Цели и перспективы проекта

 

Проект направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования до 2010 года и содействие в развитии базовых умственных способностей учащихся (в первую очередь – способности к запоминанию и эффективному усвоению ими учебной информации) в системе общего и начального профессионального образования (офлайновая версия), а также в сети Интернет (онлайновая версия).

 

Основная идея проекта состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования «Тест-тренингового комплекса (ТТК) «Память»» в работе школ, учреждений общего и начального профессионального образования (НПО), ВУЗОВ и других учебных заведений, а также на специализированном портале в сети Интернет.

 

В итоге это должно обеспечить достижение большинством пользователей уровня развития мнемонических способностей, необходимого и достаточного для достижения образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.

 

В ходе реализации проекта ТТК «Память» предполагается создать эффективную тест-тренинговую технологию нового поколения, предназначенную для непосредственного внедрения в учебный процесс образовательных учреждений всех видов, а также создания международного мнемонического портала в сети Интернет.

 

В случае достижения положительных результатов по проекту, развитие ТТК «Память» будет продолжено участниками проекта как в плане использования все более совершенных тест-тренинговых и программных технологий (создание инновационных модулей по развитию синтетической и гармонической зрительной памяти учащихся), так и в плане расширения включенных в комплекс частных предметных областей.

Тест-тренинг комплекс «Память»  может использоваться как на регулярных занятиях в учебных заведениях всех уровней, так и в ходе факультативных занятий учащихся, а также в целях организации различных по масштабу и уровню сложности соревнований по мнемонике.

 

 

 

2.      Базовые характеристики ТТК «Память»

 

2.1.        Определение Тест-тренинг комплекса

                            (ТТК) «Память»

 

 

Тест-тренинг комплекс (ТТК) «Память» представляет собой современную автоматизированную методику, предназначенную для тестирования и тренинга аналитической зрительной памяти пользователя (преимущественно – учащейся молодежи всех уровней).

Тест-тренинг комплекс (ТТК) «Память» является развитием модуля «Память» Программного Тест-тренинг комплекса «Интеллект», разработанного НПК «Апейрон» в 1989 г.

 

 

2.2.        Назначение Тест-тренинг комплекса

                  (ТТК) «Память»

 

Общее назначение ТТК «Память» - осуществление эффективной диагностики (тестирование) и развитие (тренинг) аналитической зрительной памяти и ряда сопутствующих интеллектуальных навыков пользователей (в частности – способности к распознаванию и адекватной интерпретации образов произвольной природы и уровня сложности) как в универсальном формате, так и в широком спектре предметных областей (математика, история, география и т.д.).

Важная особенность ТТК «Память» - наличие развитой статистической системы, всевозможных Ладдеров (шкал достижений), а также турнирного модуля, что гарантирует возможность эффективного сравнения результатов различных пользователей и их групп (классов, школ, ВУЗов и т.д.).

 

 

 

 

2.3.        Условия применения ТТК «Память»

 

Для нормального функционирования ТТК «Память» необходимо использовать персональный компьютер со следующими минимальными характеристиками:

Тактовая частота процессора: 1ГГц или выше

Объем ОЗУ: 256 МБ или выше

Операционная система: поддерживаются Microsoft Windows XP, Windows 2000 или Vista.

Для работы программы также требуется 100 МБ свободного пространства на жестком диске ПК.

 

Программные средства ТТК «Память» поставляются на электронных носителях или скачиваются из сети Интернет.

Для обеспечения возможности работы с ТТК «Память» необходимо скопировать файл системы на хард-диск ПК и провести ее инсталляцию, запустив исполняемый файл TTK-setup.exe.

 

 

2.4.        Основные понятия ТТК «Память»

 

 

         Память — интегральная способность человека к фиксации, сохранению, накоплению и воспроизведению информации, одна из высших психических функций, реализуемых в процессе умственной деятельности. Различают множество различных видов памяти, среди которых существенное значение для ТТК «Память» имеют две разновидности: зрительная и аналитическая.

 

       Зрительная память - интегральная способность человека к фиксации, сохранению, накоплению и воспроизведению зрительной информации (информации, поставляемой человеку органами зрения).

 

       Аналитическая память – (1) способность человека не только к фиксации, сохранению, накоплению и воспроизведению первичной информации, но и к спонтанной или осознанной первичной переработке этой информации в целях ее сохранения в максимально удобном для последующего использования виде; (2) способность к распознаванию, структуризации, поэлементной классификации и прагматической интерпретации первичных образов (информационных объектов любой природы).

       Сущность аналитической памяти может быть продемонстрирована с помощью следующего примера. Если требуется запомнить, скажем, объект 45331, то  проявлением развитой аналитической памяти будет способность не просто запомнить и воспроизвести указанный объект, но (главным образом)  вычленить тождественный по элементной базе объект из некоторого множества других объектов. В частности, среди множества объектов А (А - 54336, 74313, 43351, 85413) ближайшим к ранее приведенному будет объект 43351, поскольку он является тождественным исходному объекту по элементной базе (составу), хотя порядок следования элементов друг за другом и нарушен. Описанный вид мнемонических процедур является базовым для настоящей версии ТТК «Память».

      В последующих версиях ТТК «Память» (2.0. и выше) планируется реализовать также мнемонический механизм для развития «синтетического» и «гармонического» видов памяти. (Под «синтетической памятью» в настоящей идеологии понимается способность человека распознавать порядок (структуру) информационного объекта без учета особенностей его элементной базы, а под «гармонической памятью» - единство «аналитической» и «синтетической» памяти). 

 

 

        Аналитическая зрительная память – вид зрительной памяти, для которого существенна самотождественность элементной базы (состава) запоминаемого объекта, но несущественен порядок взаимного расположения элементов (например, объекты 4356 и 5364 в случае аналитической зрительной памяти являются тождественными или, иначе, эквивалентными, поскольку идентичен их состав, то есть они включают в себя одни и те же элементы).

 

         Мнемоника (греч. τα μνημονιχαискусство запоминания) (мнемотехника) — совокупность тестово-тренинговых технологий, повышающих качество человеческой памяти. Традиционная трактовка мнемоники – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций – является частным случаем предложенного определения.

 

 

        Попытка – используемая в ТТК «Память» минимальная единица мнемонической деятельности пользователя (как в тестовом, так и в тренинговом режимах), подлежащая оценке и учету в статистической системе программного комплекса.

 

       Задание – минимальная составная часть (элемент) попытки, успешное прохождение которой позволяет пользователю перейти к более сложной стадии в рамках осуществляемой попытки. Баллы за прохождение одного задания суммируются со всеми баллами за успешно выполненные задания в рамках одной попытки.

 

      Тестовый режим – режим эксплуатации ТТК «Память» (мнемонической деятельности пользователя в рамках и ТТК «Память), при котором система заданий (в плане уровней сложности) задается принудительно и результаты мнемонической деятельности пользователя заносятся в профайл пользователя и в соответствующие Ладдеры.

 

      Тренинговый режим - режим эксплуатации ТТК «Память» (мнемонической деятельности пользователя в рамках и ТТК «Память), при котором система заданий (в плане уровней сложности) выбирается пользователем. При этом, хотя результаты мнемонической деятельности пользователя и предъявляются ему непосредственно после совершения очередной попытки,  они не заносятся в профайл пользователя и в соответствующие Ладдеры.

 

     Профайл пользователя – индивидуальная форма фиксации достижений пользователя по всем видам тестируемой и тренируемой в ТТК «Память» зрительной аналитической памяти.

 

      Ладдер – форма фиксации и сравнения (сортировки и расстановки по «местам») высших и средних (рейтинг) достижений пользователей ТТК «Память».

 

      Турнир (в рамках ТТК «Память») – реализованное в ТТК «Память» формализованное мнемоническое состязание, форма проведения личных или командных соревнований по мнемонике, при которой гарантируются максимально точная фиксация и сравнение уровней развития зрительной аналитической памяти пользователей.

 

 

2.5.        Общее описание задачи

 

ТТК «Память» ориентирован на пользователя, не имеющего серьезных навыков работы на ПК.

«Дружественность» к пользователю достигается при помощи вложенных в различные меню «helpов» и строк подсказок.

 

Базовая последовательность действий пользователя при работе с ТТК «Память» следующая:

 

1. Прохождение процедуры регистрации.

2. Вход в систему путем введения данных своей учетной записи (логина, пароля).

3. Выбор тестового или тренингового режима, а также какого-либо конкретного модуля для осуществления попыток выполнения мнемонических  (мнемотехнических) заданий системы.

4. Осуществление тестовых или тренинговых попыток выполнения предлагаемых системой мнемонических (мнемотехнических) заданий в различных модулях системы.

5. Просмотр достигнутых пользователем (или другими пользователями) результатов в соответствующих подсистемах ТТК «Память» (Профайлы, Ладдеры).

6. Завершение работы в программе путем закрытия основного окна приложения или использования пункта меню «выход».

 

          При этом:

          Для участия в каком-либо турнире необходимо зарегистрироваться в турнире, пользуясь соответствующим пунктом меню.

          По завершении каждой попытки выполнения тестового или тренингового (неважно) мнемонического задания на экране отображается количество набранных очков.

         При желании пользователь может просматривать рекорды и рейтинги других пользователей, отображенные в соответствующих Ладдерах и профайлах.      

         На титульных страницах ТТК «Память» вниманию пользователя предоставляется информационный файл «О ТТК «Память»», в котором содержатся все необходимые сведения о системе в целом и ее отдельных модулях.

        При работе с каждым модулем в отдельности пользователю предоставляется «help» модуля.

 

 

2.6.        Входные и выходные данные

 

          В ТТК «Память» в качестве входных данных используется содержательная информация, внесенная в профайл пользователя, а также цифровая информация о достижениях испытуемого в различных модулях ТТК, исчисленная по балльной системе.

         На выходе пользователь и другие заинтересованные лица получают диагноз состояний различных разновидностей  зрительной памяти участников системы в виде соответствующих цифровых данных, содержащихся в профайлах пользователей и во всевозможных Ладдерах.

 

 

3. Общее описание базовых модулей и сервисов

ТТК «Память»

 

3.1. Универсальный тест-тренинговый модуль (подсистема)

ТТК «Память»

 

Универсальный тест-тренинговый модуль (подсистема)  ТТК «Память» представляет собой базовый инструмент развития мнемонических способностей пользователя (прежде всего – его аналитической зрительной памяти) и включает в себя четыре элементарных модуля (буквы, цифры, цвета, символы), один интегральный (высший по сложности), синтезирующий в себе в себе все элементарные, а также три комбинированных (промежуточных по уровню сложности) модуля.

 

3.1.1. Общий принцип и механизм функционирования

подмодулей Универсального модуля (подсистемы) ТТК «Память»

 

        Основной единицей тестирования и тренинга в ТТК «Память» в рамках каждого модуля является попытка, состоящая из потенциально бесконечного количества непрерывно усложняющихся заданий, оцениваемых (по сложности) определенной совокупностью баллов.

Иными словами, в рамках выбранного режима тестирования-тренинга и соответствующего модуля пользователю предоставляется попытка, в которой ему последовательно предъявляется ряд усложняющихся заданий по запоминанию неких в произвольном порядке размещенных в прямоугольных матрицах (6х9=54 ячейки) объектов, которые он должен будет успешно распознавать и оценить на предмет истинности (точно выбирать один верный ответ из четырех предложенных вариантов).

Например. Пользователю на одном из первых заданий в рамках цифрового модуля предлагается запомнить за определенное время запись из 4-х элементов (запоминаемый объект): 1923, расположенная в произвольным образом выбранных программой 4-х ячейках матрицы размерностью 6х9=54 ячейки.

Далее по истечении времени, отведенного на запоминание (в рамках того же задания), пользователю предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный:

 

1732

9132

6329

4123

 

Все указанные варианты ответа также случайным образом поэлементно расположены в различных местах (ячейках) матриц размерностью 6х9=54 ячейки.

Поскольку в настоящей версии ТТК «Память» осуществляется тестирование и тренинг аналитической зрительной памяти, для которой существенна элементная база (состав) запоминаемого объекта, но несущественен порядок взаимного расположения элементов, правильным ответом будет выбор объекта 9132 (в остальных вариантах ответа хотя бы один элемент не соответствует исходному набору цифр).

На правильный (по его мнению) ответ пользователь должен в течение определенного количества  секунд (уменьшающегося от попытки – к попытке) нажать левой кнопкой мыши.

Тогда выбранная матрица размерностью 6х9=54 ячейки с содержащимся в ней вариантом ответа окрасится либо в зеленый (правильный ответ), либо в красный цвет (неправильный ответ).

Как в случае первичной демонстрацией запоминаемого объекта, так и в случае выбора правильного ответа в удобном для просмотра пользователем месте экрана  (внизу в центре) функционирует панно уменьшения времени, показывающее, сколько времени пользователю осталось для осуществления необходимых действий.

Если пользователь в рамках отведенного времени отвечает правильно, он идет дальше (и задание усложняется как по количеству объектов, так и в плане уменьшения времени на запоминание). Если нет, данная попытка тестирования (тренинга) завершается (засчитывается неверный ответ по последнему заданию).

Аналогичный механизм оценки правильности ответа используется в универсальной подсистеме ТТК «Память» и в случае попыток с использованием букв двух алфавитов (кириллица, латиница), цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный) и символов (различные часто употребляемые символы: знаки зодиака, геометрические фигуры, изображения шахматных фигур и т.д.).

За каждое выполненное задание пользователь получает определенное количество баллов, прибавляемое к общей сумме баллов попытки.

В тестовой подсистеме ТТК «Память» каждая попытка пользователя – это его вклад (положительный или отрицательный) в свой общий рейтинг по данному тестовому модулю и, соответственно, в позицию в ладдере модуля.

Главный модуль в Универсальной подсистеме ТТК «Память» - интегральный. Он представляет собой единство всех модулей универсальной подсистемы. Это значит, что в один запоминаемый объект программа случайным образом включает примитивы из всех элементарных модулей (буквы, числа, цвета, символы), что, очевидно, существенно затрудняет запоминание.

В первой версии системы предусматривается 3 таких переходных по сложности комбинированных модуля (1. буква-цифра; 2. символ-буква; 3. символ-цифра).

 

 

3.1.2.  Структура, последовательность и оценка  попыток  и заданий

в элементарных модулях ТТК «Память»

 

        К элементарным модулям (субмодулям универсального модуля) в ТТК «Память» относятся следующие:

       1. «Цифры» (арабские цифры от 0 до 9, используемые во всевозможных комбинациях случайным образом).

       2. «Буквы»:

           2.1. Модуль на основе кириллицы;

           2.2. Модуль на основе латиницы;

           2.3. Комбинированный модуль из букв двух алфавитов.

      3. «Символы» (для первой версии):

          3.1. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, звезда, крест);

          3.2. Знаки Зодиака;

          3.3. Знаки Ба Гуа;

          3.4. Шахматные фигуры;

          3.5. Комбинированный модуль из всех групп символов.

       4. «Цвета» (красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный).

 

Во всех названных субмодулях ТТК «Память» попытки начинаются с заданий, включающих в себя 4 (четыре) следующих друг за другом или расположенных каким-либо иным способом примитива (например, 3271, sart и т.д.  Это – нижняя граница сложности.

Верхняя количественная граница (граница сложности) любого задания – 40 примитивов. В каждом новом задании в рамках одной попытки прибавляется один примитив (4, 5, 6, … 40).

При этом время, даваемое для запоминания, всегда уменьшается на одну секунду в каждом новом задании (стартовое время в первом задании каждой попытки – всегда 32 секунды, во втором – 31 секунда и т.д. – до одной секунды на последних уровнях сложности).

Иначе говоря, на высшем уровне сложности пользователь должен запоминать объект, состоящий из 40 примитивов за одну секунду, что, очевидно, невозможно. А если кто-то сможет это сделать, то дальнейшее усложнение будет состоять в простом увеличении числа удачных попыток этого уровня сложности (с бонусным увеличением стоимости каждого нового удачно выполненного задания в баллах).

Каждый примитив в рамках одного задания оценивается в 20 баллов. Плюс за уменьшение времени запоминания на каждом новом уровне начисляется 20 бонусных очков за каждую снимаемую секунду.

Таким образом, цена успеха в первом задании произвольной попытки – 4х20=80 баллов, во 2-м задании – 100 (5х20) + 20 (20х1) = 120 баллов,   в 3-м задании – 120 (6х20) + 40 (20х2) = 160 баллов и т.д. … … в 37-м задании – 800 (40х20) + 600 = 1400 баллов.   Далее – бонусное увеличение стоимости каждого нового успешно выполненного задания на 100 баллов.

 

 

3.1.3. Структура, последовательность и оценка заданий и попыток в интегральном и комбинированных подмодулях Универсального модуля ТТК «Память»

 

Описанные выше элементарные субмодули Универсального модуля ТТК «Память» являются основой для создания и функционирования трех комбинированных  Буква-цифра», «Символ-буква», «Символ-цифра») и одного интегрального (высшего по уровню сложности) модулей.

Основная идея комбинирования примитивов в целях усложнения заданий состоит в том, что в рамках одного задания объединяются несколько групп примитивов.

Например, в случае модуля «Буква-цифра» возможен такой объект: амт321ч45.  Очевидно, что для многих эта последовательность труднее для запоминания, чем последовательность 431298456.

При этом самым сложным, естественно, будет объект, образованный одновременно буквами, числами и символами (интегральный модуль).

Объекты рассматриваемых видов должны генерируются случайным образом, но с учетом принципа близкого к равенству представительства разнородных примитивов. Это означает, что если, к примеру, необходимо сгенерировать объект, содержащий буквы и числа, состоящий из 9 примитивов, то букв и цифр должно быть примерно равное количество (4 – на 5).

Важно отметить также, что в интегральном модуле к факторам усложнения заданий относится также и цвет.

 

 

3.2.        Предметная тест-тренинговая подсистема

ТТК «Память»

 

Предметная тест-тренинговая подсистема  ТТК «Память» в первой версии состоит из трех модулей: «Таблица умножения», «Страны мира» и «Великие люди».

Во всех случаях предусмотрен один и тот же механизм: пользователю  предлагается в ограниченное время запомнить некую совокупность данных (как текстовых, так и графических) и затем выбрать правильный ответ из предложенных четырех вариантов, три из которых - ложные.

Пример. Пользователю предлагается за 3 минуты запомнить информацию о 8-ми странах (их флагах, гербах, названиях стран и названиях столиц). 

После этого в течение 1 минуты секунд пользователю демонстрируется последовательность из 4-х групп по 8 элементов описаний стран из ранее предложенных в таблице, характеризующей исходные 8 стран. Причем все элементы в предлагаемых четырех вариантах даются в случайном порядке.

Из этих 4-х вариантов только один – правильный.

В остальных 3-х случаях один из элементов ряда подменяется на заведомо ложный вариант из базы данных (например, флаг Танзании меняется на флаг Греции. Пользователь должен мысленно отсечь ложные варианты и выбрать правильный.

Это – достаточно сложный вид мнемоники, предполагающий наличие некоего комплекса ассоциативных и аналитических способностей помимо простой мнемонической силы.

 

3.3.        Деление ТТК «Память»

на тестовый и тренинговый режимы

 

Во всех модулях ТТК «Память» предусматривается деление на тестовый и тренинговый режимы (пользователь должен выбрать тот или иной режим при  входе в любой модуль).

Тренинговый режим более демократичен и предназначен для повышения реальных мнемонических способностей пользователя.

 В частности, в тренинговом режиме пользователь может сам выбирать необходимый ему стартовый уровень сложности задания (в тестовом режиме этот уровень всегда задается принудительно).

Тестовый режим служит для фиксации уровня развития мнемонических способностей пользователя и сравнения его достижений с достижениями других пользователей.

В тестовом режиме пользователь может ставить перед собой две задачи: 1) повысить свой рейтинг (средний балл по итогам всех прохождений теста) в том или ином модуле ТТК «Память» и, соответственно, улучшить свое место в Ладдере (лестнице достижений или рейтингов) и 2) поучаствовать в том или ином турнире по мнемонике и сравнить свои силы со способностями других людей.

 

 

3.4.        Пользовательский интерфейс

 

 Пользовательский интерфейс ТТК «Память» (кроме собственно тест-тренинговых модулей) состоит из трех основных субинтерфейсов:

а) регистрационного диалога (формирование аккаунта пользователя),

б) профайла пользователя,

в) статистики всех результатов тестирования и тренинга и высших достижений пользователя с момента регистрации (с указанием времени осуществления попыток),

г) системы индивидуальных и общих ладдеров (лестниц высших достижений) по модулям ТТК «Память», доступных для просмотра как зарегистрированных пользователей системы, так и незарегистрированных в системе лиц, случайно вошедших в программу (или на сайт).

 

       Регистрационный диалог и аккаунт пользователя

 

 

     Регистрационный диалог содержит следующие заполняемые пользователем позиции:

 

Обязательные позиции:

    - Логин

    - Пароль

    - Имя

    - Фамилия

    - Пол

    - Возраст (количество полных лет)

   

 

Факультативные позиции:

    - Страна проживания

 

   - Учебное заведение

   - Организация

   - Дополнительная информация (класс, группа и т.д.)

 

Специальные коды

 - Код 1

 - Код 2

-  Код 3

 

      Специальные коды предназначаются для маркировки факта принадлежности пользователя к тому или иному сообществу (класс, школа, участие в турнире и т.д.) и являются критериями этой принадлежности.

 

     В частности, с помощью специальных кодов пользователь может гарантировать себе место участника того или иного турнира (путем добавления в свой профайл кодов, переданных ему организаторами того или иного турнира).

 

     Кроме того, внесение пользователем специальных кодов в свой профайл – гарантия его рассмотрения как части того или иного сообщества (класса, например) в ладдерах системы.

 

      Все позиции регистрационного диалога (аккаунта пользователя) должны быть индивидуальными и групповыми фильтрами. То есть на основании, скажем, тождества информации в графе «учебное заведение» должно быть (по требованию пользователей и администрации) локализовано  множество учащихся, к примеру, школы N15).

 

    Профайл пользователя

 

 Профайл пользователя содержит всю информацию, имеющуюся в аккаунте пользователя, а также всю информацию, касающуюся тестовых и тренинговых достижений пользователя (включая информацию об участии пользователя в различных турнирах).

 

   Данные о профайлах пользователей, организациях, активно использующих ТТК «Память», проводимых турнирах, ладдерах и т.д., визуализируются через специальный информационный интерфейс ТТК «Память» и окно поиска по системе. 

 

 

3.5.        Ладдеры

 

       Ладдеры (лестницы высших достижений пользователей) ТТК  «Память»  представляют собой нумерованные списки пользователей программы, выстроенные в соответствии с их рейтингами (средними достижениями) и/или высшими когда-либо показанными достижениями (рекордами).

 

      Ладдеры рейтингов.

      Общий рейтинг одного пользователя по каждому модулю подсчитывается следующим образом.

       В качестве базы расчета берется серия в 50 тестовых попыток пользователя (по произвольно взятому модулю). Сумма баллов, полученная пользователем за последние 50 попыток (В), деленная на 50 и есть средний текущий рейтинг пользователя (R).

 

      R=В/50.

 

      То есть сумма баллов, полученных пользователем в последней (51-й) попытке серии, прибавляется к общей сумме баллов пользователя за последние 50 попыток; из полученного числа отнимается сумма баллов, полученная пользователем в первой попытке серии. Полученная сумма делится на 50.

     Если пользователь сделал менее 50 попыток, то сумма баллов всех его попыток делится на имеющееся количество попыток.

     Соответственно, ладдеры рейтингов – это списки зарегистрированных пользователей системы, выстроенные в соответствии с их текущими рейтингами.

 

     Ладдеры рекордов.

     Ладдеры рекордов – это списки абсолютно высших достижений пользователей за все время их тестово-тренинговой деятельности в ТТК «Память».

     Ладдеры ТТК  «Память» строятся по модульному принципу (один ладдер по каждому модулю).

     Особый вид Ладдеров – сводные таблицы достижений участников отдельных турниров по мнемонике.

     Кроме того, все названные Ладдеры делятся также на оффлайновые  и онлайновые (формируемые на общем сайте ТТК «Память»).

 

    

     Фильтры по коду.

     Ладдеры ТТК «Память» могут содержать в себе очень много записей, что существенно затрудняет поиск определенной группы пользователей (учеников одного класса, например) и сравнение их результатов. 

     Чтобы облегчить задачу поиска группы пользователей и сравнения их результатов, в ТТК «Память» предусмотрен механизм установки фильтров по коду.

     Чтобы запустить механизм  фильтров по коду, необходимо обеспечить внесение некоторой группой пользователей определенного кода размерностью до 255 символов в свои профайлы (например, 10_а_306, что означает, скажем, 10 «а» класс 306 школы).  Ограничений по символам и используемым знакам (кавычки, решетки, пробелы и т.д.) в кодах нет.

      Проще всего это сделать централизованно по инициативе классного руководителя или преподавателя, организующего использование ТТК «Память» той или иной группой учащихся (преподаватель должен выдать всем ученикам определенный код, по которому их потом будут искать в ладдерах и, возможно, турнирах).

     Использование фильтров по коду организуется следующим образом: при просмотре Ладдеров можно нажать кнопку «фильтр по коду» и ввести в соответствующие поля код сообщества, результаты которого интересуют того или иного пользователя.

     После нажатия клавиши «Ок», программа произведет поиск по базе данных Ладдера и отобразит результаты тестов только тех пользователей, которые ввели  в свой профайл код искомого сообщества (допустим, определенного класса).

 

 

     Экспорт информации из ладдеров.

     В некоторых случаях пользователи могут быть заинтересованы в сохранении (и распечатке) информации о результатах той или иной группы пользователей. Для этого в ТТК «Память» предусмотрен механизм экспорта информации.

     Использование: путем нажатия кнопки «Экспорт» в окне просмотра результатов того или иного Ладдера  пользователь получает возможность записи имени файла и выбора места его сохранения на своем хард-диске (или ином электронном носителе). После сохранения текстового файла (формат .TXT), пользователь может распечатать данные из Ладдера или осуществить с ними любые другие действия в рамках возможностей, предоставляемых редактором windows-блокнот (или иным текстовым редактором).

    

3.6.        Турнирный интерфейс

 

       Администраторы ТТК «Память» имеют доступ к турнирному интерфейсу системы, а также возможность делегировать право такого доступа руководству того или иного турнира.

       Турнирный интерфейс ТТК «Память» – это единство паспорта (описания) и системы регистрации (формирования аккаунта) турнира, системы регистрации и учета участников турнира и программы фиксации достижений участников турнира (подведения итогов).

      Руководство того или иного турнира (или администрация ТТК «Память») должно (для его инициации) заполнить соответствующий диалог (включая выставление пароля доступа для участников), внести данные по участникам (централизованно или персонально с использованием кодов доступа, выдаваемых администрацией турнира) и инициализировать турнир.

      При этом турниры могут быть не только закрытыми (с ограничениями доступа пользователей), но и открытыми (с неограниченным доступом).

     

     После этого указанные в турнирных списках пользователи получают возможность проходить те или иные турнирные задания и получать соответствующие турнирные места.

    По завершении каждого турнира (окончании выступлений всех участников) выстраивается соответствующий Ладдер результатов, являющийся основанием для подведения итогов соревнования (определение первых трех мест).

 

     Турниры в ТТК «Память» могут иметь различное значение (статус). Поэтому администрация системы имеет право и возможность их классификации (время, уровень общности, ранг и т.д.) для более удобной демонстрации пользователям. 

     Результаты всех турниров, проведенных в системе ТТК «Память» как в оффлайновом (на отдельных компьютерах), так и в онлайновом (на сайте ТТК «Память») режимах фиксируются и сводятся в локальные и централизованную базы данных с возможностью их неограниченного просмотра пользователями.

 

 

       Регистрационный диалог и аккаунт (паспорт) турнира

 

     Регистрационный диалог содержит следующие заполняемые пользователем позиции:

 

    - Логин турнира (Наименование турнира);

    - Описание турнира (Текстовый файл с описанием особенностей турнира – факультативное заполнение);

    - Дата завершения турнира (если турнир не бессрочный);

    - Модуль турнира;

    - Три кода доступа для участников турнира:

 

 - Код 1

 - Код 2

 -  Код 3

(длина кода - до 255 знаков – буквы латиницы и цифры)

 

     Специальные коды предназначаются для дифференциации турниров по тем или иным критериям. Например, та или иная школа (или иная организация) путем выбора определенного кода может создать подмножество турниров данной школы.

 

 

    Статус и вид турнира

  

    В ТТК «Память» предусмотрены следующие статусы и виды турниров:

 

   - открытый / закрытый

(если турнир закрытый, то заполняется окно «критерий допуска», представляющее собой код, имеющийся в аккаунте той или иной категории пользователей)

   - срочный /бессрочный  (если турнир срочный, то инициатор выбирает сроки начала и окончания турнира, в рамках которых участники должны сделать зачетные попытки).

   - модуль (инициатор турнира выбирает модуль ТТК «Память» по которому проводится турнир из меню).

  

    Профайл турнира

 

     Профайл турнира содержит всю информацию, имеющуюся в аккаунте турнира, а также – в виде внутритурнирного ладдера - всю информацию, касающуюся итогов данного турнира (если турнир – бессрочный, то результаты по месяцам с суммацией по годам).

      Совокупность профайлов турниров образует базу данных по турнирам, которая визуализирована по статусам и видам турниров: модули, сроки, открытость-закрытость.

      Кроме того, завершенные турниры выстраиваются в особые ладдеры по критериям: средний рейтинг участников, средний уровень результатов участников, по достигнутым высшим результатам (бессрочные турниры должны иметь аналогичные ладдеры просчитанные помесячно; месячные ладдеры должны сохраняться в архиве и быть в постоянном доступе любого пользователя).

    Данные о профайлах турниров (архивы, межтурнирные и внутритурнирные ладдеры) визуализируются через специальный информационный интерфейс ТТК «Память» и окно поиска по системе. 

 

 

   Попытки в турнирах

 

    В каждом из турниров система предоставляет каждому участнику неограниченное количество зачетных попыток. Результат турнира для данного пользователя – высшее значение из всех попыток.

 

     

     Экспорт информации о турнире.

     В ТТК «Память» предусмотрены возможности экспорта информации как по списку турниров, так и в рамках одного турнира.

     Использование: путем нажатия кнопки «Экспорт» в окне просмотра результатов того или иного турнира (или списка турниров)  пользователь получает возможность записи имени файла и выбора места его сохранения на своем хард-диске (или ином электронном носителе).

     После сохранения текстового файла (формат .TXT), пользователь может распечатать данные по турниру (турнирам) или осуществить с ними любые другие действия в рамках возможностей, предоставляемых редактором windows-блокнот (или иным текстовым редактором).

 

 

3.7.        Административный интерфейс ТТК «Память»

 

       Административный интерфейс ТТК «Память»  - это единство: а) системы управления аккаунтами турниров (делегирования полномочий по созданию аккаунта турнира), б) системы управления аккаунтами пользователей.

 

      Чтобы создать аккаунт турнира пользователь должен иметь соответствующие права. Исходным правом на предоставление подобных полномочий имеет администратор сервера (первичный пользователь ТТК «Память», имеющий логин «аdmin» и пароль «аdmin»). Чтобы сохранить полноту прав, администратору ТТК «Память» настоятельно рекомендуется сразу же сменить пароль администратора и держать его в секрете (то есть необходимо зайти в систему под логином «аdmin» и паролем «аdmin» и заменить данный пароль на любой другой по своему усмотрению).

 

    Администратор системы может делегировать право создания аккаунтов турниров другим пользователям. Для этого, пользуясь кнопкой «администрирование» нужно войти в список пользователей и, выбрав соответствующего пользователя, нажать кнопку «редактировать». В появившемся диалоге необходимо включить (пометить галкой) опцию «может создавать турниры». После этого данный пользователь становится пользователем с расширенными правами. Пользователей такого рода целесообразно выбирать из числа преподавателей или лиц, занимающихся организацией турниров.

 

    В Интернет-версии правом управления аккаунтами турниров обладает Организационный комитет по развитию ТТК «Память».